Время на прочтение: 4 мин.20 сек.


“ В книжной памяти мгновения войны”

(библиографический обзор)

Люди! Покуда сердца стучаться, – помните!
Какой ценой завоёвано счастье,
Пожалуйста, помните!
Р. Рождественский

  Цель: формирование и развитие гражданственности и патриотизма у обучающихся, утверждение в сознании патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание любви к  Родине, её историческому и культурному наследию, воспитание активной жизненной позиции.
  Тема Великой Отечественной войны была и остается одной из ведущих в литературе. Чем дальше уходят от нас события тех лет, тем ценнее становятся художественные произведения, посвященные данной тематике. Предлагаем вашему вниманию книги  непосредственных участников боевых действий, а также их соотечественников, трудившихся в тылу и знающих не понаслышке все тяготы военного лихолетья. Читая эти книги, вы сможете прикоснуться к событиям Великой Отечественной войны, глубже осмыслить и понять суть происходящего, проникнуться теми чувствами и эмоциями, которыми жили солдаты, защищая свою Родину!
   1 Гавшин, Д.С. Под бронёй родной земли: записки партизана./ Д.С. Гавшин. – Донецк: ООО “Лебедь”, 2002.- 198с.
   В книге созданы образы волевых, мужественных, нравственно чистых патриотов, которые вели героическую борьбу против гитлеровских оккупантов и их преспешников. Дерзкие диверсии, рискованные операции, в центре которых находился чекист В.Д. Авдеев, - всё это оживает перед глазами читателей.
 2.Завадская, Н.А. Любимые песни военных лет: Рассказы. Песни. Фотодокументы./ Н.А. Завадская. – М.: Сов. Композитор, 1987. – 120 с.: 24 ил.
 В книге рассказывается об истории создания о пятнадцати популярнейших песнях военной поры, созданных советскими композиторами, таких как «Священная война», «Катюша», «Тёмная ночь», «Синий платочек». Рассказы сложились из документов, воспоминаний, бесед с создателями песен и личных впечатлений автора. Песни говорят сами за себя. Они живут долго и счастливо. Их с любовью пели в суровые дни войны, знают и поют сейчас. А истории их рождения и судеб, написанные искренне и эмоционально, помогают глубже проникнуться атмосферой военных лет, служат нужному делу патриотического воспитания нашей молодёжи.
  3.Идет война народная..." : Стихи о Великой Отечественной войне /  Сост.Н.И.Горбачева. - М.: Детская литература, 2002. - 329 с.: ил. -   (Школьная библиотека).
  Сборник  стихов о войне «Идет война народная…» состоит из двух разделов. Первый – «Нам дороги эти позабыть нельзя…» – открывается стихами Анны Ахматовой и включает стихи всех известных поэтов-фронтовиков и тех, кто работал в тылу (Алексея Суркова, Александра Твардовского,  Константина Симонова,   Давида Самойлова, Юлии Друниной, Булата Окуджавы и многих других).
  Во втором разделе – «Война вошла в мальчишество мое…» – собраны стихи поэтов, чье детство совпало с военным временем (Андрея Вознесенского, Владимира Высоцкого, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко и др.), а также родившихся после войны (Николая Дмитриева, Юрия Полякова, Олега Хлебникова). В конце книги приведены краткие биографические справки обо всех поэтах, чьи стихи включены в сборник.
  4.Саянов, В.М. Ленинградский дневник: Очерки./ В.М. Саянов.- СПб.: Лениздат, 1958.-  328с.
  С первого дня войны автор книги находился на Ленинградском фронте. Ему суждено было стать участником обороны города Ленина на протяжении девятисот дней, навсегда вошедших в историю. “В ту пору я изо дня в день вёл дневник. На его страницах читатель найдёт рассказ о наиболее интересном из увиденного и пережитого в годы великих испытаний советского народа. Разговоры солдат и рядовых ленинградцев, самоотверженно боровшихся с врагом, казались мне составной частью эпоса,  я пытался возможно точнее записать их. Конечно, эта книга не исторический очерк об обороне Ленинграда. Мне лишь хотелось, чтобы «Ленинградский дневник” помог читателю понять и почувствовать главное в героическом подвиге ленинградцев”.
  5.Семёнов, Г.К. Ты наша совесть: Рассказ/ Г.К. Семенов.-Харьков: Прапор, 1974.- 160с.
  Эта книга – рассказ о славной женщине-патриотке матери-героине А.А. Деревской, воспитавшей 48 приёмных детей-сирот. Большинство  – это дети, потерявшие родителей в Великую Отечественную войну. На страницах книги рассказ о судьбах детей, кем они стали, как живут и чтят память матери.       Автор использует письма воспитанников А. Деревской и фотографии из семейных альбомов, которые помогают раскрыть неизвестные страницы из жизни этой удивительной  женщины.
  6.Чебалин, П.Л. Ещё шла война: Роман /П.Л. Чебалин. -Донецк: Донбасс, 1986.-29с.
  Роман этот о трудных годах восстановления разрушенного войной донецкого края. Это произведение не только о беспримерном мужестве и трудовом героизме, но и о духовном обновлении, возрождении самих людей, которым довелось жить под немецким игом, об их нелёгкой полной драматизма судьбе.
  Главные персонажи романа – горнячки. Во время войны, когда сильные мужские руки были заняты винтовкой и автоматом, нашим женщинам пришлось выполнять за них всю тяжёлую работу.
  Время стирает память о войне, которая принесла много горя. И новое поколение должно знать о тех тяжёлых и страшных военных годах.
  Великая Отечественная война – эпохальное  и судьбоносное событие в истории всего человечества. Дни, недели, месяцы, годы Великой войны – череда горьких и славных побед. Мы должны это помнить!
  Память живет в каждой семье: поколения каждой семьи внесли свой вклад в боевую и трудовую летопись Донбасса! Всё это рождает в сердцах юных поколений гордость за свою Родину, восхищение подвигами старших поколений, уважительное и заботливое отношение к ним.
  Наш обзор завершен, спасибо за внимание!           

Обзор подготовила   библиотекарь Степанович И.А.