«Основные темы и мотивы лирики Вознесенского»
(К 90 - летию со дня рождения поэта Андрея Андреевича Вознесенского)
«Слог Вознесенского - это слог песенный,
слог творца, и он навсегда останется в нашей жизни»
Григорий Ивлиев
Библиотекой ГТ (филиал) ФГБОУ ВО «ДонГУ» для обучающихся в дистанционном формате представлена беседа «Основные темы и мотивы лирики Вознесенского», посвящённая 90- летию со дня рождения поэта А. А. Вознесенского.
Цель беседы: познакомить обучающихся с творчеством поэта, его стихотворениями; развивать логическое мышление, речь, творческие способности; активизировать самостоятельность исследовательской деятельности; воспитывать уважение к русской истории, культуре и чувствам.
Вознесенский Андрей Андреевич — советский публицист, поэт-песенник. Один из ярких представителей поколения шестидесятников, чьё творчество было особенно актуальным во время хрущёвской оттепели. Вошёл в историю в качестве классика ХХ столетия.
Краткая биография Вознесенского позволит вам, обучающиеся, узнать самое важное из личной жизни и творчества знаменитого поэта.
Родился Андрей Андреевич Вознесенский 12 мая 1933 года в Москве. Праправнук православного священника. Отсюда и столь звучная фамилия- такие брали себе представители русского духовенства в императорской России. Его отец по специальности был инженером -гидротехником, строил знаменитые Братскую и Ингульскую гидроэлектростанции. Позже он стал профессором и возглавил Институт водных проблем. Ранние детские годы будущий поэт провёл в городке Киржач Владимирской области, откуда была родом мама Антонина Сергеевна.
Грянувшая Великая Отечественная война и последовавшая эвакуация заставили 8-летнего Андрея вместе с мамой перебраться в Курган, где он ходил в школу. По возвращении в Москву Андрей Вознесенский стал учеником одной из старейших столичных школ. Стихи он начал писать очень рано. А в 14 лет отважился послать некоторые из них своему любимому поэту Борису Пастернаку. Тот оценил произведения юного коллеги очень высоко, и они подружились. Влияние Пастернака на Вознесенского было огромным. После получения аттестата Андрей Вознесенский стал студентом архитектурного института. В 1957-ом, получив диплом о высшем образовании.
"Корни мои – в московских улицах. Это – Арбат, но главным образом – Замоскворечье, где я вырос… Наш город прекрасен тем, что он живой. Это не музейный город изящных геометрических линий, это какая-то нерегулярная красота. Здесь прекрасные здания находятся рядом, может быть, с безвкусным. Но все это вместе дает ощущение жизни, красоты, и той самой неповторимой Москвы", – говорил Вознесенский.
Творчество Вознесенского
Творчество Андрея Вознесенского развивалось стремительно. Незаурядный талант поэта, поиски им новых возможностей поэтического слова сразу привлекли внимание читателей и критики. В 1958 году впервые были опубликованы его стихи. Они оказались необычно яркими, насыщенными метафорами, звуковыми эффектами и усложнённой ритмической системой. Почти в каждой строчке сквозил подтекст, что было довольно непривычным и новым для своего времени. Влияние на поэзию Андрея Андреевича оказал не только Борис Пастернак, но и творчество Владимира Маяковского и футуриста Семёна Кирсанова.
В его лучших произведениях 50-х годов, таких как поэма “Мастера” (1959), стихи “Из сибирского блокнота”, “Репортаж с открытия ГЭС”, передана радость работы, оптимистическое жизнеощущение человека-творца. Лирический герой Вознесенского полон жажды действовать, творить:
Я со скамьи студенческой
Мечтаю, чтобы зданья
Ракетой ступенчатой
Взвивались в мирозданье!
Дебютный сборник поэзии Вознесенского увидел свет в 1960-ом году. Он получил название «Мозаика». За критику власти и советского строя молодой поэт сразу же оказался в опале. Его произведения были поставлены в один ряд с такими же «неформатными» стихами «шестидесятников» Евгения Евтушенко и Беллы Ахмадулиной. Спустя несколько месяцев вышел второй сборник, названный «Парабола». Он тут же превратился в библиографическую редкость, хотя был издан огромным тиражом. Андрея Андреевича начали приглашать на закрытые вечера, где свои произведения читали такие же опальные коллеги.
В творчестве Вознесенского заметно усиливаются нравственно-этические искания. Поэт сам ощущает острую необходимость обновления прежде всего духовного содержания поэзии. И выводом из этих раздумий становятся следующие строки о жизненном назначении искусства:
Есть высшая цель стихотворца —
Ледок на крылечке оббить,
Чтоб шли обогреться с морозца
И исповеди испить.
Впервые стихотворения Андрея Вознесенского были опубликованы в “Литературной газете”. В 70-е годы вышли сборники стихов: “Тень звука”, “Взгляд”, “Выпустите птицу”, “Соблазн”, “Избранная лирика”. Вознесенский работает над произведениями большой поэтической формы, им написаны поэмы “Лонжюмо”, “Оза”, “Лед-69”, “Андрей Палисадов” и др. Его поэмы естественно вырастают из его стихотворений и возвышаются среди них, как деревья среди кустов. В центре внимания — Время (с большой буквы), эпическое Время:
Вступаю в поэму,
как в новую пору вступают
Тема Великой Отечественной войны является одной из важных в творчестве Вознесенского. С ней связаны связаны "Баллада 41-го года", "Гойя", "Неизвестный — реквием в двух шагах, с эпилогом", "Доктор Осень" и другие произведения. В своих произведениях поэт рассматривает преступления алчных людей как величайший грех, ведущий к распаду связи времен, к разрыву духовно-нравственных связей между людьми, поколениями, эпохами.
Вознесенский много экспериментирует в области художественной формы, особенно в последние годы, создает "видеомы", в которых стихи совмещаются с рисунками, фотографиями, шрифтовыми композициями, текст располагается в определенной форме, например, в форме креста (цикл "Распятие"). По замыслу автора, такая визуальная поэзия должна соединять зрительное восприятие с духовным.
Заметное место у Бродского занимают произведения на библейско-евангельские сюжеты и мотивы из Ветхого и Нового Завета, в том числе особенно - «рождественские» стихотворения.
В конце 80-х-начале 90-х годов он создал такие шедевры: «Рождественская звезда», «Колыбельная» («Родила тебя в пустыне...»), «25.XII. 1993» («Что нужно для чуда? Кожух овчара...»). В одном из лучших произведений этой темы - «Рождественская звезда» (24 декабря 1987 г.) - Бродский дает свою философско-поэтическую интерпретацию библейских мотивов.
Тема женственности вообще широко представлена в поэзии Вознесенского: «Свадьба», «Осень», «Сидишь беременная, бледная», «Бьют женщину», «Противостояние очей», «Елена Сергеевна», «Песня Офелии», «Бьет женщина», «Монолог Мерлин Монро», «Лед-69», «Авось!» и т.д., причем раскрывается она чаще всего драматически.
Андрею Вознесенскому принадлежат также статьи по вопросам литературы и искусства. Поэт много занимался живописью, ряд его картин находится в музеях. В 1978 году в Нью-Йорке ему была присуждена премия Международного форума поэтов за выдающиеся достижения в поэзии, в том же году за книгу “Витражных дел мастер”.
Его стихи полны звуковой энергией. Звуки льются легко, непринужденно и — что всего важнее — осмысленно. Это не бездумная игра в словеса, а постоянный молодой прорыв к смыслу, к сути.
Народная популярность
В 1962 году Вознесенский выпустил свой новый сборник, названный «Треугольная груша», что вызвало новую волну негодования представителей власти. Поэта всячески критикуют и унижают, в газетах выходят разгромные статьи придворных критиков, зато народ его любит. Поэт работает, не покладая рук. Каждый год он радует своих почитателей новым сборником великолепной поэзии. Андрей Вознесенский писал прекрасные стихи о любви, среди которых особенно популярными стали «Сон», «Романс», «Вальс при свечах», «Не возвращайтесь к былым возлюбленным». Пиком творчества поэта стало либретто, послужившее основой для постановки знаменитой рок-оперы «Юнона и Авось». Наиболее сильными композициями стали «Я тебя никогда не забуду», «Аллилуйя».
На счету поэта и масштабные произведения — 8 поэм, среди которых лучшими признаны «Оза», «Ров», «Лонжюмо».
Одним из главных направлений творчества Вознесенского стало создание песен.
Сегодня многим из нас Андрей Вознесенский знаком своими стихами, превратившимися в популярные музыкальные хиты «Плачет девочка в автомате», «Миллион алых роз», «Верни мне музыку», «Подберу музыку», «Танец на барабане» и рок-оперу «Юнона и Авось».
Среди поклонников Вознесенского был Роберт Кеннеди. Он даже переводил его произведения на английский язык. В Америке Вознесенский познакомился с коллегой Алленом Гинзбургом, знаменитым драматургом Артуром Миллером и голливудской кинодивой Мэрилин Монро. Поэт побывал во многих странах Европы, где его талант почитали, а стихи любили. При этом сам Вознесенский не питал иллюзий – он точно знал, кто встречается ему на пути в его зарубежных поездках:
В Америке, пропахшей мраком,
Камелией и аммиаком,
В отелях лунных, как олени,
По алюминиевым аллеям,
Пыхтя как будто тягачи,
За мною ходят стукачи
(А. Вознесенский. Отрывок из произведения "Вынужденное отступление")
Личная жизнь
Вознесенский, биография которого стала олицетворением служения искусству, не сразу нашёл счастье в личной жизни. Его первой супругой стала известная поэтесса Белла Ахмадулина, однако этот брак быстро распался.
Во второй раз Вознесенский женился на Зое Богуславской, известном литераторе. Этот брак продлился 46 лет, вплоть до смерти поэта.
Последние годы жизни Андрея Вознесенского
Первый тревожный звоночек для поэта прозвучал в 1995 году. У Андрея Вознесенского нашли первые признаки болезни Паркинсона. У него начали слабеть мышцы горла, рук и ног. В 2006-ом у Вознесенского случился первый инсульт, следствием которой стал паралич руки и проблемы с ногами. В 2010-ом – новый инсульт и полная потеря голоса. Весной поэта прооперировали в Мюнхенской клинике. Но в первый же летний день, когда Андрей Андреевич уже был в Переделкино, грянул третий инсульт, которого поэт не смог пережить. Скончался Андрей Андреевич Вознесенский 1 июня 2010 года.
Похоронили знаменитого литератора на Новодевичьем кладбище, где покоятся тела его родителей.
Уважаемые обучающиеся, в заключении нашей беседы хочется отметить, что Вознесенский Андрей Андреевич был удивительно порядочный человек и помог большому количеству людей. Мужество его общеизвестно, потому что он, страдая паркинсонизмом и практически непрерывными инсультами, продолжал держаться и выступать на сцене. Он остался всё-таки одним из лучших выступающих на концертах, литературных чтениях, вечерах и площадях.
Благодаря своему таланту и прекрасным стихотворениям Андрей Вознесенский неоднократно ездил с выступлениями, что сделало его самым популярным поэтом. Андрей Вознесенский удостоен Государственной премии СССР.
Подготовила
Степанович И.Л.-библиотекарь