Обзор литературы
«И нам дана на всех одна - планета хрупкая Земля» (Ко Дню Земли)
Уважаемые обучающиеся ГПОУ Горловский техникум ГОУ ВПО Донецкий национальный университет. Вашему вниманию ко Дню Земли предлагается обзор литературы.
Цель обзора:
1.Образовательная:
-сформировать экологические понятия по проблемам окружающей среды.
2.Развивающая:
-развить познавательный интерес к процессам, происходящим в природе,
-вызвать интерес к чтению книг о природе
3.Воспитательная:
-воспитать экологическую грамотность,
-воспитать бережное отношение к природе.
Общественность планеты Земля обеспокоена и озабочена состоянием окружающей нас природы. Мир, в котором мы живем, хрупок и раним. Не соблюдение экологических законов, по которым все мы – люди, животные, растения, живем в нашем общем доме, на нашей общей планете Земля, приводит к непредсказуемым последствиям.
Проблема охраны окружающей среды настолько серьезная, что с 2009 года мы каждый год отмечаем День Земли. Земля наш общий дом. Земля у нас только одна - значит и относиться к ней надо бережливо.
1. Наша планета./ ДЖ. Митчелл.- М.: Мир, 1985.- 248с., ил.- (Радость познания) Нашапланета» — третья книга популярной энциклопедии «Радостьпознания».
Книга содержит обширную информацию о многих важных сторонах устройства и жизни нашего общего дома—планеты Земля. В книге показаны пути изучения, освоения и хозяйственного использования территорий и акваторий, природных ресурсов Земли для жизни непрерывно увеличивающегося ее населения. Центральная тема книги — осознание того, почему наша планета при очевидной общности со всей Солнечной системой все же настолько уникальна, что стала единственно известным источником жизни. Круг рассмотренных вопросов очень широк — от происхождения химических элементов до климата Земли и его воздействия на цивилизацию.
2. Деменицкая Р.М. Кора и мантия Земли/ Р.М. Деменецкая .- М.: Недра, 1975.- 256с.
В книге обобщены и систематизированы новейшие данные о глубинном строении Земли. На основании комплексного анализа фактического материала автор предлагает новую классификацию земной коры, основанную на генетическом подходе с учетом постулатов плитовой тектоники. В конце книги помещен раздел, посвященный методике исследования структуры коры по гравиметрическим данным и рельефу. Книга рассчитана на геологов и геофизиков, а также других специалистов, интересующихся вопросами глубинного строения Земли.
3. Меньчуков А.Е. Сокровищам Земли- надежную охрану/ А.Е. Меньчуков .- М.: Недра, 1977.- 152с.
Охрана природы и защита от загрязнения окружающей человека среды обитания - дело всенародное! Бережное отношение к природе и рациональное использование всех ее естественных богатств должно стать насущной потребностью и нормой поведения человека. В книге систематизированы разносторонние вопросы охраны природы земного шара, кратко и увлекательно рассказано о природных ресурсах, о принимаемых мерах по их сохранению и предотвращению ``экологического кризиса``. Книга рассчитана на широкий круг читателей.
4. Монин А.С. Ранняя геологическая история земли./ А.С. Монин.- М.: Недра, 1987.- 261с., ил.
В книге излагаются в общедоступной форме современные сведения об истории нашей планеты, о росте ядра и эволюции оболочек, происхождении атмосферы и гидросферы, образовании и развитии океанической и континентальной земной коры, геологических периодах последних 600 млн. лет. ... История земли и жизни на ней. Изложена геологическая история Земли дофанерозойского времени (от 4600 до 675 млн. лет назад) с позиций тектоники литосферных плит.
5. Памятники природы Донетчины: Путеводитель. / Р.Г. Синельщиков и др. .- Донецк: Донбасс, 1979.- 95с., 8л.
В Донецкой области немало заповедных мест и памятников природы. Большая работа по сохранению и приумножению природных богатств шахтерского края ведется в заповедниках Хомутовская степь, Каменные Могилы, заказниках Великоанадольский лес. Путеводитель знакомит с живописными, своеобразными уголками природы Донбасса. Заповедники: Хомутовская степь; Каменные Могилы. Государственные заказники: Горы Артема; Великоанадольский; Святогорский; Раздольненский; Бердянский.
6. Подобедов Н.С. Природные ресурсы земли и охрана окружающей среды. / Н.С. Подобедов.- М.: Недра, 1985.- 236с.
О проблемах охраны недр и окружающей среды.
Ежегодно из недр Земли извлекают свыше 100 млрд. т различных руд, горючих ископаемых, строительных материалов и других видов минерального сырья. Попутно, в. процессе добычи полезных ископаемых, перерабатывают и так называемые пустые породы, которые остаются на месте разработок. В учебном пособии даются рекомендации по охране окружающей среды. В связи с промышленным строительством и использованием недр предлагаются методы создания геохимических барьеров. Учебное пособие предназначено для студентов геологических специальностей.
7. Робертс Э. Когда сотрясается земля./Э. Робертс.- М.: Мир, 1966.-176с.
Книга известного американского геофизика Э. Робертса посвящена популярному описанию землетрясений, возможности их предсказания и мерам борьбы с их последствиями. Автор приводит интересные сведения о крупнейших землетрясениях, раскрывает несостоятельность религиозных легенд и дает современное научное объяснение причин землетрясений. В книге довольно подробно освещаются проблемы землетрясений в океане и причины возникновения цунами. В заключение описываются практические меры борьбы с разрушительными последствиями землетрясений.
8. Шолпо В.Н. Земля раскрывает свои тайны./ В.Н. Шолпо .- М.: Недра. 1979.- 160с.
В популярной форме рассказано об актуальных проблемах геотектоники - науки о строении и развитии земной коры. На примере остродискуссионных вопросов обсуждены различные методические подходы к решению проблемы складкообразования и развития подвижных поясов земной коры. Изложена проблема прогноза землетрясений. Дана оценка современных гипотез, рассматривающих эволюцию эндогенных процессов, в результате которых сформировался современный облик Земли. Для широкого круга читателей, интересующихся развитием Земли.
9. Экология: учеб.для студ. СПО/Я.В. Котлевская и др.- М.: Академия, 2022.- 208 с.
Учебник разработан с учетом требований ФГОС среднего общего и среднего профессионального образования.Учебник направлен на формирование эколого-ориентированного мышления у студентов технических специальностей. В книге подробно рассмотрены не только фундаментальные понятия экологии и проблемы взаимосвязи живых организмов с окружающей средой, но и методы и средства контроля и защиты окружающей среды от различных факторов, негативно влияющих как на окружающую среду, так и на человека, а также нормативно-правовые, административно-технологические и экономические рычаги управления экологической безопасностью. Для студентов ПОО , осваивающих профессии и специальности СПО.