Час интересных сообщений
«Антон Семёнович Макаренко – человек, педагог, писатель»
(К135-летию со дня рождения (13.03.1888-01.04.1939), советского педагога и писателя)
Научить человека быть счастливым — нельзя,
но воспитать его так,
чтобы он был счастливым, можно.
А.С. Макаренко
Цели:
- Познакомить обучающихся с жизнью и деятельностью великого русского педагога, писателя - А.С. Макаренко.
- Развивать у обучающихся потребность в высоких нравственных качествах на примере выдающихся личностей.
- Воспитать уважение обучающихся к профессии учителя.
Уважаемые обучающиеся ГПОУ «Горловский техникум» ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», вашему вниманию предлагается час интересных сообщений: «Антон Семёнович Макаренко – человек, педагог, писатель».
13 марта исполняется 135 лет со дня рождения великого педагога, писателя и новатора А. С. Макаренко. Антон Семенович оставил свое педагогическое наследие, которое ориентировано на будущее – «педагогику завтрашнего дня». Педагогика завтрашнего дня А.С. Макаренко была деятельностной, результаты его системы работы с беспризорными детьми в коммуне имени Ф.Э. Дзержинского, где не было «ни одного процента брака», – возвращение стране достойных граждан. Особенно актуально в настоящее время проанализировать ценностные основания его педагогики в связи с новой волной социального сиротства, появлением беспризорности, отказом общества от своих духовных и нравственных идеалов, официальной идеологии. А. С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания — самое непременное условие успешной педагогической деятельности.
Страницы биографии:
Антон Семёнович Макаренко родился 13 марта 1888 года в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских. У него был младший брат Виталий, впоследствии поручик, белый офицер, который надолго пережил брата и оставил о нём ценные воспоминания.
- В 1897 году поступил в начальное железнодорожное училище.
- В 1901 году с семьёй переехал в посёлок Крюков, пригород Кременчуга.
- В 1904 окончил четырёхклассное училище в Кременчуге и одногодичные педагогические курсы (1905).
- В 1905 году работал учителем в железнодорожном училище в посёлке Крюков, затем на станции Долинская.
- 1914—1917гг. — учёба в Полтавском учительском институте, который он закончил с золотой медалью. Тема диплома была весьма «щекотливой» — «Кризис современной педагогики».
- В 1916 был призван в армию, но по слабости зрения демобилизован.
- В 1917—1919 был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских.
- В 1919г. переехал в Полтаву.
Педагогическая деятельность:
Как только стихли бои на фронтах Гражданской войны, одним из первых вопросов, вставших перед советской властью, был вопрос о детях.
По инициативе Ф.Э. Дзержинского Президиум ВЦИК на заседании 27 января 1921 года постановил организовать при ВЦИК комиссию по улучшению жизни детей. Официально Комиссия по улучшению жизни детей была образована 10 февраля 1921 года. Председателем Комиссии стал Ф.Э. Дзержинский. Его заместителем ВЦИК утвердил командующего войсками ВЧК начальника милиции республики В.С. Корнева. В состав Комиссии вошли пять членов — по одному представителю от наркомата продовольствия, наркомата здравоохранения, наркомата просвещения, рабоче-крестьянской инспекции и ВЦСПС.
В письме Дзержинского, направленном всем местным органам ВЧК говорилось, что работа сотрудников ЧК должна состоять не в том, чтобы вмешиваться в деятельность учреждений, которым поручена охрана детей, а в том, чтобы оказывать им практическую помощь.
По поручению Полтавского губернского отдела народного образования А.С. Макаренко организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, близ Полтавы. В 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького, а в 1926 году колония была переведена в Куряжский монастырь под Харьковом; заведовал ею (1920—1928), с октября 1927 года руководил трудовой детской коммуной имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова, в которых на практике применял разработанную им педагогическую систему.
С лета 1935 года работал в Киеве на должности заместителя начальника трудовых колоний НКВД УССР. По совместительству некоторое время руководил трудовой колонией № 5 в Броварах.
Педагогические достижения выдвинули Макаренко в число известных деятелей советской и мировой культуры и педагогики.
Макаренко подчёркивал необходимость одновременного внимания к формированию каждой личности в отдельности, воспитательного воздействия на неё через коллектив, старался "проектировать лучшее в человеке", стремился видеть в личности воспитанника прежде всего положительные качества, задатки и силы, требовал от воспитателя высокого идейно-морального и профессионального уровня, считал необходимым систематическое нравственное и политическое просвещение воспитанников, выступал за претворение в идеи соединения обучения и воспитания с производительным трудом учащихся.
А.С. Макаренко – писатель:
Педагогический опыт Макаренко, его педагогические взгляды воплощены в художественном творчестве. В своих художественных произведениях "Педагогическая поэма", "Марш 30-го года", "Флаги на башнях", художественно-теоретической "Книге для родителей", в публицистических статьях "Воля, мужество и целеустремлённость", "О коммунистической этике" и других произведениях.
В 1934 г. А.С. Макаренко стал членом Союза советских писателей.
В 1937 году г. Антон Семёнович переехал в Москву, где занимался в основном литературной, общественной и научной деятельностью.
В начале 1939 года был награждён орденом Трудового Красного Знамени. А.С. Макаренко скоропостижно скончался в вагоне пригородного поезда на станции Голицыно 1 апреля 1939г. И был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Всеобщее признание:
Человечество по достоинству оценило труд и творчество А.С. Макаренко. Были открыты и учреждены:
- Педагогический музей А.С. Макаренко, 121170, Москва, Поклонная ул. 16
- Сайт, посвящённый А.С. Макаренко; электронный архив произведений А.С. Макаренко
- Центр образования №656 им. А.С. Макаренко г. Москвы
- Орден им. А.С. Макаренко
- Сумской Государственный Педагогический университет имени А.С. Макаренко (г. Сумы, Украина)
- Исследовательская лаборатория «Воспитательная педагогика А. С. Макаренко» (Нижегородский Государственный Педагогический университет)
- Институт педагогики им. А.С. Макаренко (основан в 1960 г. в Гаване, республика Куба)
- Центральная библиотека им. А.С. Макаренко, г. Новосибирск
- Библиотека имени Антона Семёновича Макаренко в Нижнем Новгороде
- Школа № 1 им. А.С. Макаренко (с. Базаркурган, республика Киргизия),
- Учебно-воспитательный комплекс «Школа-лицей» № 3 им. А.С. Макаренко (г. Симферополь)
- Микрорайон Макаренко (город Старый Оскол),
- Улица Макаренко (в г. Сочи),
- Улица Макаренко (Москва),
- Переулок Макаренко (Санкт-Петербург)
- Улица Макаренко (Пермь), улица Макаренко (Северодвинск), улица Макаренко (Тула), улица Макаренко (Новочеркасск),
- Исправительно-трудовая колония общего режима им. Макаренко (Куряжская колония) Харьковская область, село Подворки.