К 200-летию со дня рождения одного из основателей российской
педагогики Константина Дмитриевича Ушинского 3 марта 1823 – 3 января 1871.
Литературная гостиная «Учитель русских учителей»
«Если педагогика хочет воспитывать
человека во всех отношениях,
то она должна прежде узнать его
тоже во всех отношениях»
К. Ушинский
В библиотеке ГПОУ «Горловский техникум» ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет» для обучающихся техникума, в дистанционном формате представлена литературная гостиная: «Учитель русских учителей» (к 200-летию со дня рождения К.Д.Ушинского)Проведение литературной гостиной способствовало тому, что 2023 год официально объявлен президентом России Владимиром Путиным Годом педагога и наставника, в знак высочайшей общественной значимости профессии учителя и к 200-летию со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского.
Цель и задачи мероприятия:
- познакомить с творчеством К. Д. Ушинского; расширить кругозор учащихся; пробудить живое внимание к нравственному и прекрасному; развивать умение анализировать произведения; воспитывать положительные качества личности.
Формирование личности К. Д. Ушинского
Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля (3 март) 1823 года в Туле, в семье мелкопоместного дворянина. Отец был военным, участвовал в Отечественной войне 1812 года и дослужился до чина подполковника. Детство и отроческие годы Константина Дмитриевича прошли в г. Новгород-Северске Черниговской губернии. Мать Любовь Степановна, человек чуткий, тонкий, образованный. Она привила сыну любовь к чтению, любознательность, развила пытливость ума. К сожалению, мать Ушинского рано умерла, когда ему было 11 лет. Тепло родного очага согревало Ушинского во всех выпавших на его долю испытаниях до конца его дней, а влияние его матери сказалось на всей его жизни.
Под руководством матери Константин Ушинский получил домашнее первоначальное образование, что позволило ему в 12 лет поступить сразу в третий класс гимназии Новгород-Северского, которая была в 30-х годах 19 столетия одной из лучших в России. Её влияние сказалось на формировании у молодого Ушинского таких нравственных черт, как уважение к товарищам, любовь к труду и умение ценить чужой труд, правдивость, честность, принципиальность и пр. Учился он на хорошо и отлично.
Как отмечали позже его биографы, он терпеть не мог подхалимства среди учеников и несправедливости некоторых учителей. Гимназия привила Ушинскому любовь к науке.
В 1840 году, в шестнадцать лет, когда его одногодки только переходят в старшие классы гимназии, Константин поступил на юридический факультет Московского университета. Преподавателями этого престижного вуза были выдающиеся профессора, привившие студенту любовь к литературе, философии, праву. В студенческие годы он интересовался литературой, театром, мечтал о распространении грамотности среди народа. Ушинскому приходилось очень трудно, денег не хватало, и в течение всей учебы в университете, Константин Дмитриевич подрабатывал частными уроками. В июне 1844 г. ученый совет Московского университета присудил Константину Ушинскому степень кандидата юриспруденции. Юноша окончил основной курс, но остался в магистратуре для подготовки к профессорскому званию.
Ушинский успешно сдал экзамен в магистратуре, получил степень кандидата юридических наук. Рука об руку с наукой шло основательное чтение любимых его русских и иностранных писателей-Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Гёте.
В 1846 г. Константин был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в Ярославский Демидовский юридический лицей. Преподавая в лицее, К. Д. Ушинский в 1848 году был редактором газеты «Ярославские губернские ведомости». Несмотря на горячую преданность делу, его обвинили в отрицательном влиянии на воспитанников лицея и вынудили подать рапорт об уходе. Через полтора года безуспешных попыток устроиться на преподавательскую работу в Ярославле Ушинский не смог и прожил в этом городе до 1849 г.
В 1850 году К. Д. Ушинский переехал в Санкт-Петербург, где первоначально он смог устроиться только на должность столоначальника департамента духовных дел иностранных вероисповеданий Министерства внутренних дел России – достаточно мелкую чиновничью должность, но она не удовлетворила его ни морально, ни материально. Чтобы заработать на жизнь, молодой человек начинает заниматься переводами иностранных статей для журналов.
Несмотря на мизерную плату, он приобрёл возможность заниматься журналистикой, философскими темами, изучать психологию, социологию и естествознание.
В 1854 году Константину Дмитриевичу удалось получить место старшего учителя словесности и юридических предметов в Гатчинском сиротском институте, а затем - и должность инспектора классов.
В 1859 году Ушинский из Гатчинского Николаевского сиротского института был переведен на должность инспектора классов в Смольный институт благородных девиц. Смольный институт представлял собой аристократическое женское учебное заведение, где изучался ограниченный круг наук. Главное внимание здесь уделялось иностранным языкам, танцам, рисованию, музыке, рукоделию. Назойливый надзор за девушками создавал удушливую атмосферу, напоминающую монастырь.
К тому времени Ушинский был уже широко известен как выдающийся педагог, взялся за перестройку педагогического дела в институте. Его уроки пользовались огромной популярностью. Настолько, что родители и родственники учениц, чиновники и педагоги приходили в институт, чтобы послушать учителя. Он ввёл семилетний курс обучения вместо девятилетнего, единые программы и учебные планы для обеих половин – аристократической и мещанской.
Новаторство далеко не всем пришлось по душе. Начальница Смольного института обвинила Ушинского в вольнодумстве, результате чего в 1862 году он был вынужден покинуть институт и отправиться изучать школьное дело за границу. Ушинский переехал в Европу, начал изучать передовой опыт в воспитательной и образовательной работе, он побывал в германских, французских и швейцарских учебных заведениях. Много времени уделял литературной деятельности, начатой еще в годы работы в Гатчине.
Константин Дмитриевич побывал во многих странах – Франции, Бельгии, Швейцарии, Германии, и везде записывал свои наблюдения. Собрав приличный материал, он написал книги «Детский мир» и «Родное слово», а также руководство для учителей и родителей.
Говоря о формировании личности Ушинского, нельзя не сказать о влиянии на него православной веры. Ушинский, как и многие истинно верующие люди, понимал православие не просто как исполнение принятых обрядов, подчас под влиянием общественного мнения или привычки, а как необходимое условие воспитания человека, воспитания национального характера.
Общественно-политические и философские воззрения К. Д. Ушинского
В годы учёбы К.Д.Ушинского в Московском университете участились антикрепостнические выступления народных масс, а также выступления в среде передовых дворян и разночинной интеллигенции. Царское правительство усилило гонения на прогрессивную мысль на революционные антикрепостнические идеи. Московский университет был центром идейно-политической борьбы революционной демократии против крепостнической идеологии и либерализма. Константина увлекали вольнолюбивые мысли просветителей из Европы, и история декабристов, все это оказалось близко его душе.
После окончания Московского университета Константин Дмитриевич начал преподавать в Демидовском юридическом лицее. Но для тамошней удушливой атмосферы он оказался слишком вольнодумным. С усилением революционных взглядов в стране усилился и надзор за К. Д. Ушинским. Этот надзор вскоре принял характер преследований, К. Д. Ушинский был уволен из Ярославского Демидовского юридического лицея в 1849 году — и, как бы сейчас сказали, «его ушли». Основная причина увольнения-«вольнодумец», «политически неблагонадежный». Он пропагандировал прогрессивные взгляды, старался держаться со своими учениками на равных, избегал формальностей во время занятий, и это сильно не нравилось его начальству. Константину Дмитриевичу позволили подать прошение об увольнении в Москву или Санкт-Петербург для консультации «с тамошними медиками о болезни».
Он активно реагировал на все явления общественной жизни России, воспринимая их критически, проявлял большой интерес и к истории общественного движения на Западе, особенно французской буржуазной революции 1789 года, «к героям которой имел особое пристрастие». Он стремился самостоятельно разобраться в тех спорах, которые велись среди передовых русских людей о путях исторического развития России, о народности отечественной культуры. Очень интересовался Ушинский социальными проблемами.
Начальство настороженно относилось к передовым настроениям молодого педагога, поэтому за ним негласно надзирали.
Путь формирования философских воззрений Ушинского был трудным и противоречивым. Он не стал материалистом типа Герцена, Белинского, Чернышевского, Добролюбова. В его мировоззрении можно обнаружить немало элементов идеализма. В процессе своего идейного развития К.Д.Ушинский преодолевал влияние идеалистической философии и всё больше переходил на позиции материализма в решении важнейших философских, психологических и педагогических проблем.
Константина Дмитриевича любили ученики и коллеги, и только начальство видело в нем вольнодумца. В 1862 году под предлогом чтобы как-то отстранить неудобного во всех смыслах педагога, было принято решение отправить его за границу, в командировку по необходимости лечения и изучения постановки школьного дела Ушинского продолжительностью пять лет.
Мировоззренческие основы педагогики К.Д. Ушинского
Педагогическая деятельность Ушинского развернулась в середине XIX века. Нелегко было тогда жить и работать передовым учёным и общественным деятелям. Царское правительство относилось с особой враждебностью и подозрительностью к тем, кто боролся за просвещение народа. А вся деятельность К.Д. Ушинского как раз и была посвящена этому.
Во время учёбы Ушинского на юрфаке Московского университета, там преподавал профессор философии государства и права Пётр Редкин, который, помимо университетской работы, служил инспектором московских частных учебных заведений и был очень увлечён теорией педагогики. Именно Редкин «заразил» Ушинского интересом к педагогике как к науке, которая способна менять людей и общество в целом к лучшему.
Приступив в 1846 году к работе в ярославском Демидовском лицее, молодой преподаватель Ушинский с либеральными взглядами на учебный процесс не смог найти общий язык с руководством лицея, и был вынужден уйти с должности. В Ярославском Демидовском лицее, это был его первый педагогический опыт. Он привлекал своих слушателей тем, что излагал не азбучные мотивы, а освещал проблемы, исследуемые наукой, заставляя их самих работать, думать, искать ответы. Это свидетельствовало о том, что в учебное заведение пришел смелый новатор и мыслитель.
В течение последующих полутора лет он зарабатывал на жизнь переводами иностранных статей. Переехав в Петербург, он устроился мелким чиновником, но спустя четыре года вернулся в педагогику, прославился и начал ломать стереотипы.
Приобретя богатый опыт журналистской работы, зарекомендовав себя в качестве блестящего публициста, в 1855 году К. Д. Ушинский вновь обратился к педагогической деятельности уже в Гатчинском сиротском институте. Это заведение представляло собой закрытое среднее профессионально-юридическое учебное заведение, которое находилось под покровительством императрицы.
В Гатчинском институте ещё в 30- х и начале 40-х годов работали известные педагоги: А. Ободовский, П.Гурьев, Е.Гугель.По методике Е.Гугеля разрабатывалась оригинальная воспитательная работа, а также методика преподавания арифметики, русского языка, и др. предметов. Руководители института отрицательно относились к творческим исканиям педагогов. Для Ушинского, пять лет, проведённых в Гатчинском институте, были весьма плодотворны. Обнаружив и ознакомившись с педагогической литературой, отобранной Е.Гугелем, Ушинский говорил, что «обязан в жизни своей очень многим». Он дорожил библиотекой Гугеля как собранием лучших сочинений по педагогике. Работая в 1954-1959 гг. старшим преподавателем русского языка, а затем инспектором классов Гатчинского сиротского института, он провёл ряд мероприятий по улучшению в нём учебно-воспитательной работы.
Это заведение славилось жестокими методами воспитания. За пять лет работы там Ушинскому удалось изменить местные порядки, а ещё искоренить доносительство и воровство среди воспитанников.
Следующий этап педагогической деятельности Ушинского – Смольный институт благородных девиц. Именно там он начал воплощать в жизнь свои самые смелые идеи. Константин никак не мог смириться с тем, что девушек делили на простых и знатных. Он работал над тем, чтобы ко всем было одинаковое отношение.
С большим энтузиазмом он принялся заниматься нововведениями: ввел практику проведения педагогических совещаний; создал класс для подготовки будущих воспитательниц, провёл коренные реформы, улучшавшие процесс обучения и содержание образования в институте: объединил самостоятельно существовавшие отделения для дворянских и мещанских девиц. Он ввел в практику преподавание учебных предметов на русском языке, стал знакомить учащихся с классиками русской литературы и открыл специальный педагогический класс, в котором осуществлялась подготовка учениц для работы в качестве воспитательниц, сократил длительность уроков и срок обучения в институте, ввёл новые предметы, изменил методы преподавания всех дисциплин. «Образование, даваемое женщине, должно быть таким же, как и мужское, за некоторыми отличиями. Но кроме этого девушке необходимо дать, как будущей матери, знание о ребенке, по крайней мере, до 6 лет... и знание о его правильном воспитании, т.е. дать хорошую специальную педагогическую подготовку, чтобы они сумели правильно воспитывать своих будущих детей...» (К.Д.Ушинский).
Деятельность в Смольном К. Д. Ушинский совмещал с журналистской должностью редактора «Журнала Министерства народного просвещения».
Шестидесятые годы в России ознаменовались большим размахом общественного движения за коренные преобразования всего социального строя России, в том числе и народного образования. По вопросам обучения и воспитания выступали выдающиеся мыслители, как Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Л.Н.Толстой, Д.И. Писарев. На этой почве и расцвёл талант выдающегося учёного-педагога К.Д.Ушинского.
В педагогической системе К.Д.Ушинского центральное место занимает учение о родном языке как основа обучения и воспитания ребёнка. Языку, его роли в формировании личности он придавал огромное значение. В нём отражается вся история народа, его нравственные и эстетические идеалы, его мысли и чувства, желания и надежды. В языке он видел ту живую связь, которая соединяет прошлое, настоящие и будущие поколения в единое целое. Посредством языка народ закрепляет в истории и передаёт в наследство потомкам многовековой опыт своей трудовой и умственной деятельности, результаты духовной жизни.
Воспитание и образование должны учитывать культурные и языковые особенности народа. Его теория воспитания оказали огромное влияние и на последующее поколения педагогов многонациональной России. Для XIX века языком преподавания оставался французский, в семьях и в свете говорили на нем. Статья Константина Дмитриевича «О необходимости сделать русские школы русскими» до сих пор остается образцом педагогических воззваний.
Ушинский отмечал, что на формирование личности ребёнка огромное влияние оказывает героическое прошлое народа, его величественные деяния, смелый удалый дух, благородные стремления. Именно так создаются неразрывные узы связи между поколениями, между личностью и её родиной.
Ушинский глубоко проанализировал теорию и практику воспитания.
В деле воспитания он видел эстетическое воспитание: пение, рисование.
Видное место отводил природе, так как природные явления рано начинают занимать ум ребёнка. Ещё юным, посещая гимназию, он от своего поместья ходил пешком вдоль живописного берега Десны. В своих воспоминаниях Ушинский неоднократно возвращался к родной природе, к колыхающим нивам, к «розовой весне» и «золотистой осени». Он говорил, что «прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога. Ушинский считал, что природа является одним из лучших воспитателей, которую не могут заменить никакие уроки.
Подготовительное и методическое обучение детей в дошкольном возрасте явились ценным вкладом в русскую педагогику.
В его учениях сказано, что огромную роль в развитии и воспитании личности ребёнка играют родители и воспитатели, пример их жизни и поведения. Исключительно важную роль в семейном воспитании и обучении детей отводил матери, ей он придавал общественное значение. В лице матери Ушинский хотел видеть, не только воспитательницу, но и учительницу своих детей.
Задача первоначального обучения — сделать серьёзное занятие увлекательным для ребёнка, но с увлекательностью важно не переборщить. Если превратить вообще всё обучение в игру, то ребёнок не сможет дальше осваивать не очень интересные, но важные знания. Он должен привыкнуть к тому, что обучение — всё-таки труд.
Большой вклад В.Д.Ушинский внёс в психологические основы воспитания и обучения.
Историческая заслуга заключается в том, что он изложил в соответствии с научными достижениями того времени психологические основы дидактики- теории обучения. Он дал ценнейшие указания, как надо в процессе обучения путем упражнения развивать активное внимание детей, как надо воспитывать сознательную память, закреплять в памяти учащихся учебный материал, путём повторения, которое является органической частью процесса обучения. Ушинский обосновал важнейшие с точки зрения психологии дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов обучения. Обучение — не механическая зубрёжка, а развитие умственных способностей ученика, наблюдательности, воображения, фантазии, желания и способности дальше приобретать знания самостоятельно. Обучение должно быть сознательным, то есть до учащихся нужно донести, зачем они учатся и чему в итоге научатся. Школа должна готовить человека к жизни и труду.
Он обосновал идею народности воспитания, послужившую основой для создания оригинальной русской педагогики. Система воспитания, подчёркивал Ушинский, связана с условиями исторического развития народа, с его нуждами и потребностями. Он доказывал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества – патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Он требовал, чтобы дети с раннего возраста усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества.
Ушинский придерживался и последовательно развивал следующие идеи:
1.Образование должно быть обязательным для всех вне зависимости от сословия. Женщины имеют такое же право на образование, как и мужчины (напомним, в педагогику Ушинский пришёл ещё до отмены крепостного права, а за равные права на образование женщины в Российской империи боролись вплоть до революции 1917 года, так что эти его идеи сильно опередили время).
2.Педагогика не может опираться лишь на личный опыт учителя, ведь тот может оказаться ошибочным. Она должна опираться на теорию, то есть всестороннее изучение человека и систематизированный опыт. Поэтому педагогические идеи должны развиваться, опираясь на науку.
Ушинский считал просвещение главным рычагом подъёма и преобразования всей социальной жизни России.
Он всерьез заинтересовался вопросами просвещения простого народа, в большинстве своем, не владеющем грамотой.
Огромное значение он придавал религиозному воспитанию детей, в частности, указывал на необходимость регулярной исповеди для детей.
К.Д.Ушинский доказывал, что литература и искусство, особенно поэзия, музыка и живопись благотворно влияют на развитие и душевное состояние учащихся.
Константин Дмитриевич вошел в историю как основоположник российской научной педагогики, сделал немало добрых дел. Он - первый профессиональный педагог в России.
К.Д.Ушинский является основоположником оригинальной русской педагогики, в частности дошкольной; он внёс ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли.
Высоко оценена деятельность К.Д.Ушинского за его выдающиеся научные труды по педагогическим наукам, его имя присвоено ряду учебных заведений.
Почётное место в педагогической науке по праву принадлежит «учителю русских учителей»-К.Д.Ушинскому.
Литературно-публицистическая деятельность
Константин Дмитриевич Ушинский – не только выдающийся педагог, классик русской педагогической науки, не только автор прекрасных книг для начального образования. Он – литературный деятель, талантливый писатель, автор многих педагогических и литературно-художественных произведений: стихотворений, рассказов, басен, очерков, рецензий, критико-библиографических публикаций.
Первые сочинения Ушинского относятся к 1846-1848 годам. В то время он, двадцатидвухлетний профессор Демидовского лицея в Ярославле, написал свои лекции по курсу энциклопедии законоведения. В 1848 году публикации Ушинского начинают появляться в газетах. Такие статьи «Волга», «Поездка в Ростов», «Разлитие Волги» и др. Уже в первых печатных трудах видна разносторонность литературного творчества Ушинского. Среди статей имеются и лекционно-педагогические, и описательные, и критические, и географические. В том же 1848 году молодого педагога и учёного назначают редактором неофициальной части «Ярославских губернских ведомостей». Он оказался среди видных прогрессивных деятелей, стремившихся способствовать прогрессу родины.
Его первый художественный очерк «Поездка за Волхов» («Современник», 1852) вызвал похвалу И. С. Тургенева. Ушинский в высоко художественной форме даёт целый ряд сведений географических, археологических и даже филологических. Ушинский прослеживает органическую связь исторического развития народа, его быта и культуры с характером географической среды.
Ушинский известен не только как автор многих педагогических и литературно-публицистических произведений, но и как поэт. В его стихах отражаются личные переживания автора, его понимания политического и социального окружения, горячая любовь к родине, к народу.
В 1857 году он опубликовал небольшую, но исключительно важную по содержанию статью «О пользе педагогической литературы», в которой разъяснял огромную этой литературы не только для воспитателей, но и для родителей.
Ушинский сотрудничал со многими журналами, в том числе и с «Современником»- самым прогрессивным журналом того времени.
Ушинский известен не только как автор многих педагогических и литературно-публицистических произведений, но и как поэт. В его стихах отражаются личные переживания автора, его понимание политического и социального окружения, горячая любовь к родине, к народу. Так в стихотворении «Минута грусти» поэт, находящийся вдали от родины, грустит по ней, по её прекрасной природе.
Скиталец невольный средь теплых поле
Грущу я по родине хладной моей:
По нашим глубоким снегам,
По нашим сосновым лесам.
Прекрасно здесь море и горы чудесны,
И свет здесь прекрасен небесный,
Природа ж куда хороша!
Но стонет и ноет степная душа!
С 1860 года большим подспорьем Ушинскому в этот период стало то, что он был назначен главным редактором официального печатного органа министерства, который назывался «Журнал Министерства народного просвещения».
В 1861 г. была написана и издано «Родное слово», а позже за границей в 1864 г. он написал и издал учебную книгу «Детский мир». В этих книгах для первоначального классного чтения нашли свое отражение основные педагогические идеи Ушинского – требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Фактически это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей.
Более того, Ушинский написал к своей книге «Руководство к преподаванию по “Родному слову” для учителей и родителей». Оно оказало огромное влияние на русскую народную школу. Свою актуальность как пособие по методике преподавания родного языка оно не потеряло и по сей день. Достаточно сказать, что до 1917 г. оно выдержало 146 изданий.
В 1861 г. тиражом 3600 экземпляров вышла книга «Детский мир и Хрестоматия».
Само название указывало на то, что она включала в себя два раздела: статьи автора на естественно-научные и гуманитарные темы, и хрестоматийный материал из художественной литературы. Многие тексты книги, автором которых выступил сам Ушинский, являются любимыми рассказами русских детей на протяжении уже полутора веков («Как рубашка в поле выросла», «Четыре желания» и др.). О важных исторических событиях рассказывает Ушинский в книге «Детский мир…».
В статье, опубликованной в 1866 году «Вопрос о душе в его современном состоянии» Ушинский, столь увлекавшийся прежде философией Гегеля, отходит от гегельянства, подвергает критике немецкую идеалистическую философию, противопоставляя ей материалистическую, которая «приносит огромную пользу психологии и педагогике, в частности.
Ушинский — автор многочисленных коротких рассказов про времена года, про животных, про растения, про деревья, про человека. Эти произведения систематизируют и дополняют уже имеющиеся знания ребенка о мире.
Немало он сделал для патриотического воспитания детей. В юношеском дневнике Ушинского можно прочитать такие строки: «Сделать как можно больше пользы моему Отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности» (рассказ «Наше Отечество»).
Но самое главное, Ушинский знакомил ребят с такими понятиями, как «справедливость», «добро» и «трудолюбие», а именно раскрывает вопрос, каким может быть счастливый человек.
Среди произведений Ушинского была и художественная проза, представленная детскими рассказами и сказками – «Четыре желания», «Слепая лошадь», «Проказы старухи-зимы». Эти книги пополнили классику русской литературы.
У него была мечта: научить маленьких детей читать и писать так, чтобы им было нетрудно и интересно. Константин Дмитриевич стал сочинять интересные рассказы для детей, сказки, игры и загадки. К.Д.Ушинский написал очень много книг для детей и взрослых. Это принесло Ушинскому славу народного учителя.
В 1867 г. К. Д. Ушинский окончательно возвращается в Россию. Итогом всей педагогической деятельности Ушинского стал труд «Человек как предмет воспитания».
В последние годы жизни он переиздаёт свои книги, прежде всего «Детский мир», «Родное слово» и «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии».
Так, в этой книге Ушинский подробно описывал не только психологию, но и физиологию человека. Благодаря этому он объяснял, например, почему дети не могут долго заниматься одним монотонным делом и почему обучение для них должно быть наглядным.
К сожалению, он так и не смог завершить работу над книгой. При жизни Константина Дмитриевича издали два тома антропологических исследований, отрывки из которых часто встречаются в виде цитат в научных работах современных авторов.
Перу К. Д. Ушинского принадлежит множество педагогических трудов, среди которых статьи «О пользе педагогической литературы», «Три элемента школы», «О народности в общественном воспитании» и др.
В течение почти всей своей творческой жизни он писал стихи и очерки, пробовал свои силы в драматургии, опубликовал ряд литературно-критических статей, рецензий и обзоров, а также художественных переводов произведений зарубежных авторов. Но особенно известен он был, конечно, как детский писатель, автор рассказов и сказок, обработок для детского чтения фольклорных материалов и произведений русской классики.
Его педагогические труды:
- Человек как предмет воспитания
- Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии»
- Лекции в Ярославском лицее
- О народности в общественном воспитании
- Письма о воспитании наследника русского престола
- Три элемента школы
- О средствах распространения образования посредством грамотности
- Школьные реформы в Северной Америке
- Внутреннее устройство североамериканских школ
- «О пользе педагогической литературы» /Статья в журнале «Для воспитания»
- «Опыт педагогической антропологии»
- Русская школа
Личная жизнь
В 1851 году., когда К. Д. Ушинский находился в служебной командировке в Черниговской губернии, он женится на подруге своего детства Надежде Семёновне Дорошенко, происходившей из древнего украинского казацкого рода. В 1852 году супруга подарила педагогу сына Павла, потом семья пополнилась дочерями Верой и Надеждой, сыновьями Константином и Владимиром. По мере того, как Константин Ушинский менял место своей службы, семья следовала за ним. Став семейным человеком, К. Д. Ушинский вынужден был много работать. С 1852 года он стал сотрудничать с «Современником», «Библиотекой для чтения», «Сыном Отечества», «Журналом для воспитания». Плодотворно трудился К. Д. Ушинский как критик и переводчик, как автор литературных очерков, исследователь детской литературы. Всё чаще он останавливался на проблемах воспитания и образования. Ушинские имели свой тихий уголок, пристанище, куда они всегда могли вернуться. Константин приобрел дом на хуторе Богданка недалеко от Чернигова.
Интересно то, что все дочки Ушинского продолжили его дело. Они организовывали народные школы и училища, при этом зачастую тратили не только время, но и личные средства.
Последние годы жизни К.Д. Ушинского
К.Д.Ушинский особенно активизировался в последние годы своей жизни, выступал как видный общественный деятель, вел научную и гражданскую деятельность, посещал профессиональные съезды, писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, продолжал формировать стройную педагогическую систему. Его уважали, как мастера своего дела. Он принял участие в учительском съезде в Крыму.
Значительно подорвала здоровье Константина Дмитриевича трагическая гибель его старшего сына Павла. В 1870-м году в семью пришла беда. На охоте погиб старший сын Павел. Это стало большим ударом для всей семьи, подорвало здоровье Константина Дмитриевича.
После этого он забирает с собой сыновей и едет с ними в Крым с надеждой подлечиться. К. Д. Ушинский мечтал купить в Крыму дом и с этой целью отправился в поездку с двумя младшими сыновьями, Константином и Владимиром. Но внезапно в дороге педагог простыл. Они добрались до Одессы. Это печальное событие и случилось в Одессе, Константин Дмитриевич окончательно слег с воспалением легких. Болезнь вызвала осложнения, и 22 декабря 1870 года 47-летний Ушинский умирает. Местом вечного упокоения Константина Ушинского стал Киево-Выдубицкий монастырь. На памятнике написано: «Константин Дмитриевич Ушинский – автор "Детского мира", "Родного слова" и "Педагогической антропологии"».
Память о великом педагоге живет не только в нескольких десятках учебных заведений, его именем названы улицы российских улицы городов и библиотеки.
Заключение
В блестящей плеяде русских педагогов XIX в. Константин Дмитриевич Ушинский занимает особое место. Его заслуженно называют основоположником российской педагогики, отцом отечественной национальной школы, одним из создателей русской детской литературы, литератором и журналистом, чьи идеи не потеряли своего значения до наших дней.
Еще одной идеей Ушинского, за которую стоит горячо поблагодарить педагога, является идея важности сохранения национальной культуры и самобытности.
Он полностью изменил отечественную педагогическую практику, основал новую науку, ранее неизвестную в России. Народные школы, только начинающиеся зарождаться в те годы, пользовались его учебниками, простыми и доступными до гениальности. Учителя работали по созданным им руководствам. На протяжении пяти десятков лет, вплоть до Октябрьской революции, несколько поколений детей выросло на книгах Ушинского.
Отличительная особенность его работ - это не только обращение к вопросам воспитания и образования, но и горячая любовь к детям и родному народу, которая в значительной степени способствовала возрождению или даже пробуждению интереса к педагогике в России.
Ушинский оказал огромное влияние на развитие педагогики народов России и многих славянских стран.
Трудно назвать другого педагога дореволюционной России, который бы пользовался таким авторитетом, такой любовью родителей и учителей, как Константин Дмитриевич Ушинский. Он приложил немало сил, разработав полноценную педагогическую систему.
Одна из функций библиотек - в просвещении людей. Именно поэтому наша деятельность в этот юбилейный год должна быть направлена на популяризацию научного и литературного наследия К. Д. Ушинского.
В память о выдающемся педагоге в 1945 году была учреждена специальная медаль его имени как высшая награда для ученых-педагогов, внесших крупный вклад в науку об образовании.
Труды великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского будут по достоинству оценены нашими потомками.
В 19 февраля 2023 года в Москве во внутреннем дворе Московского педагогического государственного университета (МПГУ) открыли памятник выдающемуся основоположнику научной педагогики в России, русскому педагогу Константину Ушинскому (к 200-летию со дня рождения).