Из цикла:
«Тема русского языка в произведениях русских поэтов и писателей»
Литературная гостиная
Красота русского языка
Любой язык по-своему велик,
Бесценное наследство вековое,
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое!
(Николай Доризо)
Ведущий 1. Библиотекарь-1.
Здравствуйте уважаемые, обучающиеся! Мы отправляемся с вами в путешествие в прекрасный и таинственный мир словесного творчества.
21-го февраля 2022 года отмечается День родного языка.
Первая страница. «Родной язык- язык души»
Международный день родного языка был провозглашён Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года и отмечается каждый год с февраля 2000 года для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.
Сегодня в мире существует около 6000 языков. Каждый из них уникален по-своему и хранит свою историю. Несколько сотен языков играют видную роль в системах образования и в государственной сфере, менее ста языков используются в мире цифровых технологий.
Языки выступают, как инструмент выражения неповторимого творчества того или иного народа. Многообразие языков позволяют народам быть уникальными.
Язык — духовное богатство народа. «Сколько я знаю языков, столько раз я человек», — говорит народная мудрость.
Ведущий 2. Библиотекарь-2.
Уважаемые обучающиеся! Хочется познакомить вас с жизнью и творчеством поэтов, которые в своём творчестве освещали всю многогранность русского языка, и мы сделаем это через литературную гостиную «Красота русского языка»
Вторая страница. «Поэзия русского слова»
Данная тема находит своё отражение в стихотворении А.А. Ахматовой «Мужество», в стихотворении К.Д. Бальмонта «Русский язык», в стихотворении В.Я. Брюсова «Родной язык».
Стихотворение А.А. Ахматовой «Мужество» создавалось в годы Великой Отечественной войны, где на кону стояло будущее Советского Союза. В стихотворении виден явный призыв мужественно защищать Родину от врага, не боясь «остаться без крова» и «под пулями мертвыми лечь». Символом Родины для лирической героини становится русский язык. Она уверена в том, что советскому народу удастся сохранить «великое русское слово», спасти его от плена и передать последующим поколениям. Русский язык – один из ярких показателей Родины! Не сберечь русский язык – значит потерять Родину и не спасти ее от врага.
МУЖЕСТВО
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
1942год
Ведущий 3. Библиотекарь-3. А теперь давайте обратимся к стихотворению К.Д. Бальмонта «Русский язык», в котором он передаёт силу русского слова.
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу — выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше…
1924 год
В стихотворении раскрыта красота и глубина русского языка благодаря тем образам, которые можно описать с его помощью эпитетов и метафор: «речное и степное раздолье», «воркованье голубя весной», «взлет жаворонка к солнцу», «березовая роща», «небесный дождь, просыпанный по крыше», «журчание подземного ключа», «зеленый луг», «веселый хоровод», и многие другие образы. К.Д. Бальмонт подчеркивает, что русский язык помогает описать все то, что окружает человека и делает его счастливым. В стихотворении передана мысль о необъятном русском языке, отражающем широту нашей страны и целого народа.
А в стихотворении выдающего русского поэта В.Я. Брюсова «Родной язык» подчеркивается значимость русского языка в жизни современников.
Мой верный друг! Мой враг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Мои стихи – как дым алтарный!
Как вызов яростный – мой крик!
1911год
С одной стороны, лирический герой использует русский язык в собственных целях, соответственно язык выступает как раб, который служит лирическому герою. С другой стороны, он пользуется «богатствами» русского языка, поэтому язык выступает как царь, без которого у лирического героя не было бы возможности полноценно жить и творить.
Таким образом, лирическая героиня ахматовского стихотворения обещает сохранить русский язык, символизирующий Родину, у Бальмонта герой демонстрирует красоту и широту русского языка, у Брюсова- преклоняется перед языком-«царем», дающим ему «богатства». Во всех стихотворениях передана любовь к русскому языку, наблюдается четкое осознание его огромного значения для всего русского народа.
Знание языка необходимо для того, чтобы правильно ориентироваться в сложном, изменяющемся мире языковых явлений. На разных этапах становления Руси (от древнеславянской до России времен XVIII – XIX века) изменялся и русский литературный язык, большую роль в эти изменения внесли наши русские писатели и поэты – Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Васильевич Лермонтов, Иван Сергеевич Тургенев, Антон Павлович Чехов, Лев Николаевич Толстой и другие. С ними связаны история формирования литературного языка, воспитания эстетического вкуса современников, знакомства с высшими достижениями литературы и культуры страны.
Ведущий 1. Библиотекарь-1.
Следует отметить юбиляров среди писателей в феврале, которые внесли свой вклад в литературу:
20 февраля – 170 лет со дня рождения Николая Георгиевича Гарина-Михайловского (1852–1906 гг.) – знаменитого русского писателя. Настоящую славу писателю принес цикл автобиографических произведений. После “Детства Темы” были изданы “Гимназисты”, “Студенты”, “Инженеры”.
24 февраля – 130 лет со дня рождения Константина Александровича Федина (1892-1977). К.А.Федин входит в число классиков русской советской литературы. Такие произведения писателя: «Необыкновенное лето», «Костёр» и многие другие останутся в сокровищнице отечественной культуры.
Ведущий 2. Библиотекарь-2.
«Моя речь – мое зеркало».
Вопросы для размышления:
1. Считается, что русский язык сильно изменился за последние десять-пятнадцать лет. Согласны ли вы с этим? В чем, по вашему мнению, эти изменения заключаются?
Как вы относитесь к этим изменениям?
2. Можете ли вы назвать новые русские слова, которые вам нравятся или, наоборот, крайне неприятны? Вообще, насколько эмоционально вы относитесь к новой лексике?
3. Используете ли вы новые слова и, возможно, другие новации в своей речи?
4.. Уместны ли в речи нецензурные выражения и ненормативная лексика, а также в СМИ (в газетах, журналах, на радио и телевидении)? Следует ли за это наказывать? Если да, то каким образом?
5. Должно ли государство вмешиваться в развитие языка (защищать, регулировать, реформировать)? Какие мероприятия, направленные на улучшение ситуации с русским языком, вы бы предложили?
6.Какие ещё поэты и писатели, воспевавшие красоту русского слова, вам известны?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!