Время на прочтение: 7 мин.20 сек.

МИНИ-ДОКЛАД - ЛЕКЦИЯ «ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ - МАТЕРИ В ЛИТЕРАТУРЕ       XIX в. ДОБЛЕСТЬ ЖЕНЩИНЫ - ТРУЖЕНИЦЫ ВРЕМЕН СССР В XX в.»

  Во все времена всеми творческими людьми воспевалась красота. Именно образ женщины - матери являлся идеалом женской красоты. Эта тема занимает важное место, как в классической, так и в современной литературе. Более того, русский образ матери является национальным культурным символом, не утратившим своего высокого значения с древнейших времен до наших дней. Характерно, что образ матери, вырастая из образа конкретного человека, становится символом Родины.
  В печатной литературе, которая по известным причинам поначалу была уделом только представителей высших классов, образ матери долгое время оставался в тени. Возможно, названный предмет не считался достойным высокого слога. Хотя причина такого явления более проста и естественна: ведь тогда дворянским детям, как правило, брали для воспитания не только гувернёров, но и кормилиц, и дети дворянского сословия в отличие от крестьянских были искусственно отдалены от матери и вскармливались молоком других женщин; поэтому и происходило – пусть не вполне осознанное – притупление сыновних чувств, что не могло, в конечном счете, не сказываться и на творчестве будущих поэтов и прозаиков.
  Не случайно у Пушкина не написано ни одного стихотворения о своей матери и столько прелестных поэтических посвящений няне Арине Родионовне, которую, кстати, поэт часто называл нежно и бережно – «мамушкой».
  Мать… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик и наш ангел – хранитель.
  Именно поэтому образ матери становится одним из главных в русской литературе уже во второй половине XIX века.
  По-настоящему, глубоко тема матери зазвучала в поэзии  Николая Алексеевича Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о ней. Подобное отношение помимо обычных сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:

И если я легко стряхнул с годами
С души моей тлетворные следы
Поправшей всё разумное ногами,
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты –
О, мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!

  Прежде всего, будучи женщиной высокообразованной, она приобщала своих детей к умственным, в частности литературным, интересам. В поэме «Мать» Некрасов вспоминает, что ещё ребёнком, благодаря матери,  познакомился с образами Данте и Шекспира. Мать же учила его любви и состраданию к тем, «чей идеал – убавленное горе», то есть к крепостным.
  Образ женщины – матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях «В полном разгаре страда деревенская», «Орина, мать солдатская», «Внимая ужасам войны». 

Некрасовские традиции в изображении светлого образа матери - крестьянки в лирике С.А. Есенина.

  Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Наделённый индивидуальными чертами, он вырастает в обобщенный образ русской женщины, возникает ещё в юношеских стихах поэта, как сказочный образ той, которая не только подарила целый мир, но и осчастливила песенным даром. Этот образ принимает и конкретный земной облик крестьянки, занятой повседневными делами: «Мать с ухватами не сладится, нагибается низко…»
  Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и опоэтизированы  Есениным в образе матери. «О, моя терпеливая мать!» - это восклицание вырвалось у него не случайно: много волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. Так возникает частый у Есенина мотив вины сына. В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью юности, но более всего влечёт туда тоскующая о сыне мать.
  «Милая, добрая, старая, нежная» мать видится поэту «за родительским ужином». Мать волнуется – сына давно не было дома. Как он там, вдалеке? Сын пытается успокоить её в письмах: «Время будет, милая, родная!» А пока над материнской избушкой струится «вечерний несказанный свет». Сын, «по-прежнему такой же нежный», «мечтает лишь о том, чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом». В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет». Есенину было 19 лет, когда он с поразительной проникновенностью воспел в стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания – «поджиданье седых матерей». Сыновья стали солдатами, царская служба увела их на кровавые поля мировой войны. Редко-редко приходят от них «каракули, выводимые с таким трудом», но всё ждут их «хижины хилые», согретые материнским сердцем. Есенина можно поставить рядом с Некрасовым, воспевшим «слёзы бедных матерей».

Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.

  Затрагивая светскую жизнь, важно отметить, что в ХХ веке к рубежу 1920–30-х годов революционный романтизм сменился здоровым прагматизмом. Идеалы эмансипации в государственной и партийной политике отошли на второй план, а на первый выдвинулась идея использования женской рабочей силы в решении масштабных практических задач (разворачивалась индустриализация, коллективизация). Труженица стала интересна государству уже не столько как эмансипированная женщина, представительница нового типа, сколько в качестве ресурса экономической модернизации. В результате из двух ипостасей – труженицы и активистки – в 1930-е годы на первый план выдвинулась именно женщина трудящаяся.
  При этом роли труженицы и матери во второй половине 1930-х годов практически уравнялись по своей значимости. Причины такого поворота вполне объективные: далекая от благополучия демографическая ситуация, недостаточность реализации проекта по организации сети детских учреждений и системы служб быта, расшатывание семейных устоев, создававшее нездоровую атмосферу в обществе. Закон 1936 года утвердил курс на политику укрепления семьи и поддержку материнства. За женщинами была признана обязанность «воспитывать наших детей», а за материнством  И.В. Сталин закрепил статус «дела государственной важности».
  Приближение войны привело к крену в обратную сторону. Женщина, занятая «мужским» трудом, не уступающая мужчине по своим профессиональным качествам, – символ равенства полов, который изначально присутствовал в советском обществе. Но именно в предвоенные годы этот образ стал тиражироваться особенно активно. Героини журнальных публикаций «вдруг» развернули движение за овладение мужскими профессиями и бросились изучать военные специальности. Госзаказ здесь очевиден: советскому государству необходимы были женщины, способные стать равноценной заменой мужчинам в тылу и даже отправиться с ними на фронт. В самом начале  Великой Отечественной войны на первый план выступают нормативные образцы, подчеркивающие супружескую верность, самоотверженность, готовность к самопожертвованию.  А с началом боевых действий формируется новый образ «боевой подруги» и «защитницы Отечества», а также производственницы, перевыполняющей план.
  В суровые годы военных испытаний прозвучал материнский призыв к защите Родины. Невозможно уйти от прямого открытого взгляда женщины-матери. Образ матери извечно нёс на себе черты драматизма. И стал выглядеть ещё более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточённости  войны. Кто более матери перенёс страданий в эту пору? 

Да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!
- так пишет М. Исаковский в своем стихотворении.

  Курс на укрепление семьи, начатый законом 1936 года и получивший продолжение в указе 1944 года (по которому, помимо прочего, еще более усложнялась процедура развода), был ориентирован на укрепление контроля над обществом. Государство рассматривало семью как инструмент этого контроля, ячейку, в которой новым членам общества посредством родительского воспитания прививаются советские ценности и дисциплина. И женщине-матери отводилась в этом процессе центральная роль.Согласно канонам того времени, авторитет зависит от ее «гражданского лица», от поведения на работе и в повседневной жизни. Считается, что мать должна рассказывать детям о своей работе, прививать им любовь к труду.
  В 50-70 годах ХХ века периодическая печать воспевает образ женщины. Основным стержнем, вокруг которого группируются остальные роли, по-прежнему остается роль труженицы. Прежде всего, информация подается на страницах советских газет и журналов как о представительницах  некой сферы деятельности, профессии. Ассортимент представленных в журналах профессий и занимаемых должностей достаточно широк: от доярки до ученого, от рядовой работницы до министра. Нередко рассказывается о труженицах, которые повышают эффективность своей работы у станка или в поле не только благодаря ловкости, внимательности и прочими качествам, непосредственно связанным с выполнением определенных операций руками, но и благодаря самообразованию, чтению специальной литературы.
  Если изначально советская женщина виделась как строитель коммунизма, активная в общественной сфере, то теперь она показывается организатором частной среды обитания, потребитель плодов уже созданного общества.
  Таким образом, на примере женского образа мы можем наблюдать переоценку ценностей, усовершенствование, и обновление признания женского труда и воспевания образа матери-труженицы  которое имела место в советском обществе.

Доклад составил Дмитрий Афенчук председатель литературного объединения «Новый взгляд» г. Горловка