05.09.2016 г. ГПОУ «Горловский техникум» ГОУВПО «Донецкий национальный университет» состоялся семинар для начинающих педагогов на тема:«Учебное занятие – основная форма организации учебного процесса».
Задачи семинара: Обучение начинающих педагогов методике проведению учебных занятий, их структуре и элементам, умению проводить самоанализ учебного занятия.
Предполагаемый эффект: Овладение методами ведения учебных занятий будет способствовать развитию профессиональной компетенции начинающих педагогов.
Девиз семинара: Учебное занятие – «клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в учебном занятии. (Скаткин М.)
На семинаре были рассмотрены вопросы:
Учебное занятие как целостная система.
- Типология учебных занятий.
- Структура учебных занятий.
- Структурные элементы учебного занятия.
- Требования к учебному занятию.
- Цели учебных занятий.
- Этапы планирования учебного занятия и подготовки к нему педагога.
- Схема поурочного плана (М.И. Махмутов).
- Схема плана-конспекта учебного занятия.
- Самоанализ учебного занятия.
Обсудив информацию семинара, коллектив начинающих педагогов сформулировал выводы:
1. Готовясь к учебному занятию, необходимо выяснить, прежде всего: какое это учебное занятие по счету в данный день (первая пара или последняя), после какого учебного занятия оно следует (после физкультуры или математики) и т. п., и в зависимости от этого его и планировать. Надо помнить о том, что на первой паре обучающиеся еще вялы после пробуждения, медленно настраиваются на работу, и в связи с этим в начале занятия надо предусмотреть упражнения, способствующие их "оживлению". А после, например, физкультуры - напротив, приходят возбужденными, поэтому в начале занятия уместна самостоятельная работа, которая их успокоит. Если пара последняя, то следует чаще менять формы работы, чтобы удержать внимание студентов, прибегать к различным формам психологической разрядки.
2. Необходимо избегать однообразных, шаблонных учебных занятий. Разнообразить построение занятия. Например, мозговой штурм может быть проведен многократно, перед разными этапами занятия, требующими особого внимания к восприятию учебного материала. Домашнее задание может быть проверено после объяснения нового материала, задание на дом дано и до объяснения нового материала, а также в конце и перед заключительным этапом.
3. Необходимо продумывать целесообразное начало. От него часто зависит весь ход учебного занятия, помнить о том, что в задачу так называемого "оргмомента" входит не только стандартная организация обучающихся - подготовка учебников, тетрадей к занятию, - но и переключение их мышления с одного предмета на другой. От начала часто зависит весь настрой занятия. Поэтому и здесь необходимо избегать стереотипа.
4. Время учебного занятия следует использовать полностью и не терять ни одной минуты. Обычно шум в группе начинается тогда, когда обучающиеся не заняты. Поэтому следует продумать, каким образом сочетать фронтальную и индивидуальную работу: предусмотреть задания для всей группы при опросе одного обучающегося, а после фронтального опроса проверять отдельных обучающихся.
5. В целях сохранения внимания, особенно у первокурсников, у которых оно неустойчиво, следует часто менять виды деятельности. Стараться сделать занятие интересным, а для этого необходимо привлекать дополнительный, актуальный материал, давать обучающимся творческие задания и побуждать их к мыслительной деятельности, использовать ИКТ. Однако помнить о том, что во всем следует соблюдать чувство меры.
6. Посещать учебные занятия других преподавателей любой группы, чтобы выяснить, как себя ведут ваши обучающиеся на других занятиях. Но главное - проанализировать свои собственные учебные занятия и наблюдения за обучающимися, чтобы установить причины, вызвавшие плохое поведение. Ведь обнаружение причины - это уже половина решения проблемы.
Уважаемые коллеги!
Никогда не отчаивайтесь! Даже опытным преподавателям обучающиеся преподносят свои "сюрпризы". Каждый проходит свой путь проб и открытий. Главное - уметь учиться на ошибках, и совсем не обязательно - на своих.